Психология дизайна: эффекты, управляющие нашим выбором

Уже давно известно, что посредством выявленных психологических эффектов можно управлять человеческим выбором. Для этого нужно захватить внимание пользователя. Ведь управление вниманием = управление выбором. Психологические эффекты можно внедрять на этапе дизайна в процессе разработки сайта. Может ли психология сделать дизайн лучше? Давайте в этом разберёмся.

Эффект Зейгарник

Он же эффект незавершенного действия.

Мозг человека стремится к завершенности, законченности процесса. Если что-то остается недоделанным, то мы помним про это намного лучше, чем о законченных задачах.

Чтобы воспользоваться эффектом Зейгарник, необходимо показывать пользователям прогресс какого-либо действия. Видимость того, когда завершится действия, повышает доходимость до конца. Это можно применять в опросах, викторинах, квизах на сайте.

Закон Хика

Когда на выбор предоставляется слишком много вариантов и ни один не выделен на фоне остальных, глаза разбегаются и порой сложно выбрать определенное. Такое разнообразие, например, на сайте может привести к потере потенциального клиента. Зачем тратить время и выбирать среди множества, когда проще перейти к конкуренту, у которого те же варианты, но выделены самые важные, или вовсе в два раза меньше вариантов, но самые важные не пропущены.

Как известно, чем больше информации поступает в мозг, тем дольше мы принимаем решение.

Эффект последовательного позиционирования

Мы лучше всего запоминаем начало и конец: на сайте, фильм, книга, статья. То же самое работает и с важными кнопками, особенно если разрабатывается мобильное приложение.

Закон Якоба

Лучше подстраивать интерфейс сайта или приложения под то, что уже знакомо пользователям и где они проводят много времени, например, лента Instagram. Так интерфейс станет интуитивно более понятным пользователям, даже если они впервые на сайте.

Эффект Ресторфф

Он же эффект изоляции.

Он гласит, что элемент, который выделяется среди остальных таких же запоминается лучше. Также он воспринимается как наиболее предпочтительный, который стоит того, чтобы уделить ему внимание.

Этим эффектом пользуются, когда выделяют среди тарифов один наиболее подходящий.

Эффект эстетики и удобства

Люди склонны воспринимать более эстетичные вещи, как более удобные и интуитивно понятные.

Хорошим контрастом служат страницы 404 not found на странице компании Lego и Gap.

Психологические трюки не заменят хороший дизайн. Вывезти всю работу за счет этих уловок не выйдет. Только практика и развитие навыков помогают специалисту работать лучше и продуктивнее. Однако такие психологические эффекты помогают бизнесу привлечь внимание пользователя и облегчить ему работу с сайтом или приложением.